А теперь пребывают сии три:
вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Миропомазание

(2 Кор.1:21–22)

За очистительным таинством крещения следует благодатное таинство Миропомазания (арм. дрошм). Если крещением знаменуется полное очищение человека, то миропомазанием — укрепление его в вере. Это таинство принятия обновляющих даров Святого Духа: Его нисхождение, Его почивание на каждом человеке. Ниспосланный Дух Святой ставит печать благодати на новокрещенного христианина, чем исполняется полнота крещения. Получив божественные дары, человек укрепляется духом и полностью вооружается невидимыми доспехами и оружием против любых нападений лукавого.

Книга Деяний Апостолов свидетельствует, что апостолы возлагали руки на принимающих крещение, которые таким образом получали дары Святого Духа (Деян. 8:16–18). Однако когда число верующих значительно увеличилось, а христианские общины расширились и распространились по миру, апостолы уже не могли лично возлагать руки на головы всех верующих. И чтобы принимающие крещение не лишались живительных даров Святого Духа, апостолы заменили таинство возложения рук таинством помазания елеем — Миропомазания, а также дали наказ, чтобы помазание совершали иереи (священники). Помазание елеем наилучшим образом символизирует действие на душу благодати Святого Духа, ибо издревле масло было символом исцеления. Это следует из Послания апостола Павла к Коринфянам. Христиане Коринфа были младенцами в вере, знавшими только начатки христианского учения (1 Кор. 3:1).

Однако лишь человеческим воплощением Иисуса — пришествием Помазанника — оно исполнилось совершенным смыслом. Одним словом: Миропомазание знаменует сошествие Святого Духа на крещенных.

Во время совершения таинства Миропомазания используется святое миро (арм.мюрон). Миро — греческое слово, означающее благоуханное масло. Главным его компонентом является оливковое масло, с которым смешивается также более сорока благовоний, в основном бальзамин. В нашей Церкви право освящения святого миро принадлежит Католикосу. Богословский смысл этого обряда раскрывается в молитве благословения, в частности, в следующих стихах:

И вот, Ты, Тот же Господь Бог наш,
призри мольбам рабов Твоих,
ниспошли щедрую милость Свою
на плод этой маслины,
который Ты создал для спасения и
пользы рода человеческого,
и всели в нас дары Святого и Благодетельного Духа Твоего:
во содействие и во исполнение святых таинств Твоих.

Армянская Церковь совершает таинство миропомазания одновременно с таинством крещения, чтобы мы получали божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения, по подобию с Господом, когда Он, после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос:(Мф 3:17). Подобным же образом Святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром, по свидетельству Агатангелоса.

Таинство миропомазания называется также запечатлением (арм. кнунк), потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части нашего тела.

При помазании святым миро каждой части тела, согласно молитвам, соответствует особая благодать:

  • На лоб
  • На глаза
  • На уши
  • На ноздри
  • На уста
  • На руки
  • На сердце
  • На спину
  • На ноги

Таким образом, Миропомазание есть таинство, которым верующему передаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни. Человек утверждается в Боге, становится храмом Святого Духа и наследником Небесного Царства.

Заключение

Крестная печать, приложенная священнослужителем, незаменима. Она назидает нас ценить все наши части тела и органы чувств. Стараясь заботиться о каждом нашем органе чувств в отдельности, легче держать себя в чистоте. Об этом упоминает и Святой Ефрем Сирин в одной из своих молитв.

Для новообращенного христианина таинство Миропомазания — это сошествие Святого Духа. На апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, а сегодня это таинство свершается благоуханием Мира. Таинство Миропомазания, как и таинство Крещения неповторимо.

После таинства Крещения и Миропомазания священник удостаивает нас принять еще одно из семи таинств Церкви — таинство Причастия.

Таким образом, таинством Миропомазания человек запечатлевается божественными печатями новой жизни — в знак принятия Святого Духа. И только миропомазанием человек становится христианином, т.е. помазанником, и, предоставив себя Святому Духу, усыновляется Богом Отцом.

После этого благодатного помазания, удостоиться которого спешат также владыки мира, человек забывает о других ароматах, суть которых всего — лишь благоухание, в то время как: — говорит священник, —

Мир тебе, спасенный Богом,
Мир тебе, помазанник Божий.