А теперь пребывают сии три:
вера, надежда, любовь; но любовь из них больше

Покаяние

От всего этого пал я духом, и струна надежды оборвалась, потому что если изготовлю бумагу из неба, примешав к нему все долины, превращу все моря в чернила и леса — в перья, стану думать, как небесные [жители], и, исследовав в точности свои беззакония, сяду записывать, — не достигну окончания и за столетие, поскольку иссякнут письменные принадлежности, но не завершатся злодеяния мои, а соберутся и накопятся, как песок, и став горой отяжелеют, как мировая суша, потому что семена дьявольские произрастают многообразно и плодоносят обильно, и утвердились во мне с детства и до старости, когда смерть приблизилась, а покаяние отдалилось.

И вновь с сомнением подумал, что не нужно пропадать в безнадежности, ведь Бог милостив…

Вардан Аревелци

Да, милостив Бог, приготовивший нам путь покаяния (арм. апашхарутюн), и первые же призыв и проповедь Христа приносят эту радостную весть: (Мф. 4:17).

О чем каяться?

В жизни у нас много поводов критиковать людские ошибки, однако, к сожалению, как же редко мы обращаемся к своим! Особенно в теперешнем мире, когда мы стараемся как можно меньше осознавать свои грехи, чтобы жить легкой и спокойной жизнью.

Может показаться, что спокойная жизнь стала богом, и мы готовы на все, лишь бы жить изнеженно, не чувствуя угрызений совести. У многих из нас осознание греха стало душевным затруднением, и нам кажется, что глубоко осознающие грех и переживающие чувство раскаяния люди психологически слабо развиты. Увы, пренебрежение по отношению к греху есть пренебрежение по отношению к Богу. Да, действительно, когда мы непосредственно не чувствуем присутствие Бога в своей жизни, не обращаем внимания и на грех.

Игнорируя грех, нет смысла каяться, но грех стирается не пренебрежением, а покаянием. Следовательно, если осознаем, что за ошибку следует возмещение, то и за грех — наказание. Единственная дорога очищения — покаяние с чувством раскаяния.

Осознание греха это признание совершенной ошибки. Когда мы не принимаем свою ошибку, тогда теряем доброту, истину. Иногда возникает вопрос: «О чем каяться, за какое дело приносить покаяние?»; бывает, даже не чувствуем вины за тот или иной поступок, и в соответствии с нашим пониманием считаем, что Бог думает, как мы. Однако в действительности есть вещи, которые не зависят от кругозора и образа мышления человека.

Принимая все это во внимание, Церковь Божия установила четкий порядок, посредством которого познается грех, каким образом возможно очиститься от совершенной ошибки, а также приходит осознание покаяния как истинного пути очищения от греха.

Что такое грех?

Грех это пропасть, разверзнутая между человеком и Богом. Грех это восстание против Божией любви. Грех не ранит Бога, но ранит тех, кого Он любит. Ни в коем случае нельзя говорить: «Согрешил, ну и что? От греха мир не разрушится». Наибольшее наказание, которое Бог дает грешнику, — не быть наказанным на земле. Частое повторение греха — наибольшее наказание, полученное от Бога. Грех нельзя считать нарушением какого-то абстрактного закона, это нарушение любви, существующей между нами и Богом.

Безрассудством является потеря Божией благодати без осознания того, что потеряли, вместо этого радуясь земными благами, которые ничего не стоят.

Потеряв Божию благодать, лучшее, что мы можем сделать — это каждодневно сожалеть о нашей потере, и если мы когда-нибудь найдем утешение, то оно придет тогда, когда мы будем признавать свои ошибки и уповать на милость Божию.

Путь освобождения от греха

Иногда, осознавая наш грех, ошибку, мы выбираем неверный путь избавления от него, в результате чего погрязаем в грехе еще глубже. Следовательно, необходимо использовать осознание греха в правильном направлении.

В армянской Церкви порядок покаяния таков: осознающий свой грех человек должен искренне раскаяться, и принять решение не повторять его.

Вторым условием покаяния является исповедь.

В Церкви первых веков исповедь совершалась публично, и редко обособленно. В дальнейшем имело место обратное, т.е. исповедь в присутствии членов общины была заменена личной исповедью, скрытой между священником и исповедующимся. В Армянской церкви совершается исповедь общая и индивидуальная.

Исповедь неполна без ожидаемого отпущения грехов. Следовательно, во время осуществления таинства необходим священник. Ведь Христос дал им власть, заповедав: . (Ин. 20:22–23). А также: (Мф. 18:18).

Иногда нам кажется, что нет необходимости исповедать наши грехи священнику. Мы считаем, что видим все свои грехи.

Каждому из нас очень важно видеть себя со стороны, и такую возможность дает нам духовник, который посредством определенных вопросов показывает нам то, что сами мы не видим.

Согласно третьему условию таинства, каждый христианин должен быть готов нести покаяние за совершенную ошибку. Прегрешение — есть отсутствие любви, епитимия (арм., пожертвование) — проявление любви Божией. Следовательно, прегрешение должно быть искуплено епитимией, чтобы и совесть наша успокоилась, и окрепло в нас ожидание милости Господней. Таким образом, священник, услышав нашу искреннюю исповедь, имеет право согласно содеянным грехам определить нам епитимию для нашего духовного восстановления. Это может быть чтение молитв, пост, благодеяния, подача милостыни нищим и т.п.

Целью покаяния является восстановление духовности грешника, а не его страдания. Иногда грешник добровольно отказывается от какого-либо любимого удовольствия и т.п. Суть покаяния — быть причастным к страданиям Христа. Подобно тому, как Христос взяв на Себя наши грехи пострадал за нас, так и мы, преодолевая трудности, становимся причастниками Его пути, полному страданий.

Если таинства Крещения и Миропомазания повторно не совершаются, то таинство Покаяния может совершаться в человеке почти каждый день.

Церковь, ежедневно напоминая нам о наших прегрешениях, не ставит целью сделать нас униженными и растерянными, но возвращает нас к бдительности, вниманию, бодрости и готовности служить Богу.

Для того, чтобы постичь смысл третьего из таинств Церкви — Покаяния, необходимо помнить следующие важные обстоятельства:

  • Таинство Покаяния начинается с осознания греха
  • Осознающий грех человек должен искренне раскаиваться и иметь решимость больше не повторять грех
  • Кающийся человек должен обратиться к священнику и исповедаться
  • Никто, кроме священников, не имеет права исповедовать и отпускать грехи, поскольку эта власть дается Богом исключительно священникам
  • Идущий на исповедь человек должен быть готов понести епитимию за грех